rozy































































































































































































































































































Alunova

Людмила Порубай

 Опубликовано в газете «Судакские вести»,  №18, 2009.

 50-летию со дня рождения Татьяны Алюновой посвящается

«ГОРДАЯ РОСКОШЬ БОЛИ…»

Люди обречены жить в парадоксальном мире – ослепительно красивом и бесконечно трагическом. Во спасение своё,  духом человеческим взращена поэзия – такой волшебный язык восторгов и возмущений, страданий, жалоб и откровений, которым владеют поэты. Это они, невзирая на неустроенность времён и судеб, «завязываются петь», а тот, кто способен понимать, слушает… Это они, поэты, помогают избежать мучительного чувства одиночества перед жестокостью рока, дают ощущение соборности одоления неустройств бытия, помогают видеть непреходящее в житейских частностях повседневности…

Поэтому, так естественны любой искренний жест благодарности талантливому поэту и желание вдумчивого проникновения в его творчество, особенно, если этот поэт жил на нашей земле и творил в нашем городе.

Речь идет о поэте Татьяне Алюновой.

В восприятии творчества любого поэта каждый читатель, в первую очередь, слышит то, что созвучно его душевному регистру. О многом поведала мне Татьяна Алюнова…

 

Почти все ее произведения – проникновенные элегии, отмеченные неженской силой духа и отнюдь не провинциальными заботами: никаких легковесных «лютиков-цветочков», везде – глубокомыслие и оригинальная образность.

Как мыслящий неравнодушный человек, она пытается понять свое время – время «великого разора» и духовного запустения конца 80-х и начала 90-х (именно на эти годы приходится творческий период её короткой жизни). Не обращаясь к темам гражданского звучания, она создает свои незабываемые импрессионистские этюды предчувствий и трагедийных настроений:

На небе встал Стрелец –

Кентавр бесстрастный, а под ним

Смутна и холодна,

Всё куталась в бесцветный дым

У храма тишина…

 

Лежала в небе мертвая звезда

С дырой огромной чёрною навылет…

 

Останемся здесь, на мели,

За твердым надёжным бортом,

Когда все дельфины ушли

Искать свой придуманный дом.

Мы будем сидеть и смотреть:

Как скучны чужие края,

И кто-то завяжется петь –

И это опять буду я.

 

Иудины деревья расцвели

Для мая обаянием махровым,

И по лицу измученной земли

Текли ветра, разбуженные словом.

 

Пусть нищие ветки глядят

Умершему облаку вслед,

И вытертый за день закат

Прикроет убожество лет.

 

Тогда это выглядело предчувствием, а сегодня открывается чуткое пророчество нашего «убожества лет»…То было время переосмысления истории страны. Открывшиеся новые факты заставили искать в ней иные движущие силы. Нашему поэту оказалась близка христианская идея искупления:

 

Когда изгнали люди веру из дум, из сердца, из очей

для поклонения химерам, плодящим толпы палачей…

<…>

Оставленную Богом землю попрал антихриста сапог…

<…>

И отлученная от церкви Россия в темноте брела,

и искупительные жертвы – невинных – на руках несла.

 

О гражданской позиции Т. Алюновой недвусмысленно говорит нам и выбор адресатов её самых страстных поэтических посланий. Ей достает творческих сил, чтобы вступить в диалог с великими русскими поэтами, которые положили жизнь за достоинство человеческой личности: Осипом  Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Высоцким…

Стихи Татьяны Алюновой «Памяти Осипа Мандельштама» трудно процитировать: они воздействуют единством всех строк:

 

Разломан стал мир на причины.

Доносчик измучился ждать –

В потёртом пальтишке мужчина

Решил на канате сплясать:

Дрожали смычки музыкантов.

Еврей исполнял антраша,

Кружили мундиры анданте

И плакала чья-то душа.

Топтались цепочкою звуки,

И голод зиял за углом,

И астма держала под руки,

И смерть караулила дом.

А он все свистал щегловато,

И кожу поглаживал страх…

Мы все уже жили когда-то,

Стихи хороня на губах.

Но код соловьиный утрачен.

Цитатой железных речей

Стал в проволоку переиначен

Стальной уссурийский ручей.

Возьмите золы на прощанье,

Скажите последнее: «Что ж…»

Пусть снова припев вас обманет,

На правду до смерти похож.

 

Читая стихи Татьяны, становишься свидетелем ее кропотливого созидания собственного стойкого душевного дома, способного противостоять напору разрушительных сил реальности, и окна этого дома светятся романтическим миросозерцанием… Оно изначально живет в душе истинного поэта, но в эпоху «больших перемен» неизменно проявляется его взлёт. И творчество Алюновой – тому подтверждение.

Как остро чувствует она печальную истину о вероломном несоответствии идеала и действительности!

 

И день обещает вам звездные руны,

Пока не раскрыты оконные веки.

 

Я умерла в девятнадцатом веке,

Ты не родился – разлились чернила

У летописца Мельхиседека

В год окончания засухи Нила.

 

Мне холодно. Мрак опускает веки…

<…>

Написан реквием. Искуплена вина.

Бессмертник-сирота играет ветром.

Сок пьет вино. Качаются мосты.

Земля жестка. Действительность жестока.

А милостыня ждет. Глаза пусты.

И солнце поднимается с востока.

Темно и больно...

 

С каким неподдельным участием переосмысливает и воспевает вечные судакский поэт образы мятежного свободолюбия! Это о Кармен – в полете её безграничной страсти:

 

Пусти, Цыган, я не люблю

Рыдать, когда играют скрипки,

И я другому королю

Пойду дарить свою улыбку.

Прощай, Цыган, в смертельном вихре

Ты заиграл меня. Я знала –

Как только музыка утихнет,

Я изменю тебе с кинжалом.

 

Некое исступленное изумление можно расслышать в строках стихотворения «Врубель и Демон», где поэт горящим словом обозначает цель гениальных влияний: лермонтовский Демон оплодотворил непостижимое полотно Врубеля, а Таня Алюнова застыла перед нечеловеческой силой этого слияния и смогла исторгнуть из своей души достойные звуки:

 

Смотрите, люди, что за сила,

Тоска, проклятие и страх

В его расширенных глазах,

Нечеловечески красивых;

Какая боль навек застыла

На спекшихся его устах!

 

И о любви – тоже с романтическим максимализмом. Самое яркое – об Изольде, не сумевшей забыть вкус настоящей любви и погибающей в «непробудной стуже» холодного дома:

 

И зима твоих век нерастаянна –

Вечность выкрала горизонт.

Если выпита чаша с Тристаном,

Только смерть обогреет рот.

 

Можно подивиться изысканному кругу общения в её душевном доме: она обращается к Данте и Шекспиру, поэтам из судакской «Киммерии» и гениям русской литературы; у нее есть что сказать о героях древнегреческих мифов – Икаре, Орфее, Галатее, Кассандре; она чувствует себя уютно среди небесных светил и одухотворенных образов природы:

 

Синий ирис на хрупких плечах

Держит неба хрустальные грани.

 

И осень снова моет кисти

В ведре с дождем из серебра.

 

Способность романтического восприятия мира позволяет Татьяне  Алюновой ощущать его горние силы. В её стихах – отпечатки настойчивого поиска конкретных образов этих сил, от теософских – до христианских…

Очевидно, человек Татьяна Алюнова за свою особость получала обидное отторжение обывательского мира, иначе с чего бы так безыскусно звучали в ее элегиях жалобы на свою человеческую отстраненность:

 

Никем в безмолвии не встречен

Мой голос…

 

Жить на дне твоих глаз,

О себе узнавать,

Что чужая всему –

Возвращеньям и дому…

 

Я иду по прилипшей листве

В одиночестве гордом, кромешном!

 

Обида расплывается в стекле,

Неразличима и неизлечима;

И хлюпает прекрасных чувств желе,

Бессмысленно, безвинно, беспричинно.

 

И самое яркое подтверждение романтической сущности души Татьяны – высокое осознание своего служения поэзии. Мы чувствуем, как оно переливается в ней разными оттенками душевного возбуждения. Она то откровенно делится с нами своей заботой: «…нельзя нам / Уйти из дома под названьем мир, / Цветные отраженья не оставив…», – то обреченно сожалеет о том, что «жизнь выпита стихами», то нескрываемо гордо ликует по поводу своей причастности к цеху поэтов:

 

И в том, что мне сейчас достался

Бумажный мост в песках времен

Над океаном Ренессанса,

Нет исцеления, есть сон.

Можно только предположить, из каких источников питалось это осознание, и потому принимаем как данность – её чувство долга перед поэзией, которое живет в стихах, не только в лирических намеках, но и в  четко обозначенных философских и художественно-поэтических формулах:

 

Этой гордою роскошью боли владей –

Ты хранитель и царь не пришедшего Завтра,

Тихо спящего в душах людей,

И раскрыта тебе мироздания карта.

 

Запомните меня.

Запомните!

<…>

Пока идут слова разверстым горлом,

Пока сквозь сердце боль течет…

 

И так же проникновенно – о жертвенности этого служения:

 

Пусть звёздный час тем дольше длится,

Чем выше гибельный полёт

Горящей человеко-птицы

Пронизывает небосвод.

 

Душа, проникнутая скорбями своего времени и эхом трагедий других поколений, не может не болеть…

Поэт Татьяна Алюнова – мыслью, чувством и словом – одолела роковой удел творческого избранничества. Не этим ли объясняется та щемящая пронзительность стихов, которые она посвящает человеку творящему?!

«Гудят колокольным литьем» ее стихи об Анне Ахматовой:

 

Которая вызывала

Отчаянье и восторг,

Которой недоставало

Вселенной для горьких строк,

Чьи надменные губы

Испили печаль до дна.

Смолкали медные трубы,

Склонялась низко луна.

 

Как нравственное кредо звучат слова:

 

Богам молиться не устану

До истеченья скорбных дней

За всех окрыленных людей…

А в газетной статье «Берегите поэтов» («Судакский вестник» №12 за 1996 год) Алюнова переводит свое понимание роли поэтического творчества на язык общественных ценностей: «Поэты не перестанут… отвечать перед людьми за чистоту ноосферы».

Философ по душевному складу, Татьяна Алюнова создала поэтические образы необычайной глубины. Вот это – о несовместимости полёта творческой души с ложью:

 

Я разучусь летать, когда,

Остановясь на полуслове,

Повисну в длинных проводах

Лжи, облипающей до крови.

Преодолеть её бессильна,

Устанув, бедная душа

Свои изломанные крылья

Оставит, слабостью дыша.

 

А это – о безжалостном времени:

 

Просто мир неправильно устроен:

Горечь медлит, за плечом – уход,

Снег необратим, занёсший Трою,

Оборвался в прочерк эхолот,

И минут каратовая роскошь

Сметена в графитовую пыль…

 

А когда Татьяна не могла найти в интеллектуальном арсенале таких словоотношений, которые могли бы передать изнуряющий накал её чувств, она уходила из-под строгого контроля рассудка в свободное плавание по волнам глубинного поэтического голоса и рисовала причудливые словесные картины… В них не найти привычного детерминизма суждений, в них царят беспричинные явления, которые не понять всем напряжением обыденного сознания. Но поэт рассчитывает на наш внутренний слух… И тогда в непривычных алогизмах вдруг проступает потрясающая способность поэта быть чутким нервом окружающего мира:

 

Разбилась чернильница ночи,

Прошёл за окном птицепад

И времени жуткий кусочек

Лениво жуёт циферблат,

И Солнце болит под лопаткой,

Погасла в глазнице свеча…

 

Я – вечность майи, гипс иллюзий,

Разомкнутая горизонталь,

Я – жадные предсердий шлюзы,

Пещер обрушенных гортань.

 

Эти образы иррациональны, но своей выстраданностью – удивительно правдивы.

Как мы видим, стихи Татьяны Алюновой просвечивают разнообразными красками русской поэзии разных времен, особенно – Серебряного века: и блоковской отстранённостью, и энергией цветаевской страстности, и обречённой неприкаянностью Мандельштама, который пел «вздрагивая от холода»… Но – как и бывает у самобытного поэта – её  откровения написаны по заданию своего времени и своей неповторимой души. Важно то, что образы, созданные ею – и в светлом поле сознания, и в загадочном пространстве алогизмов – делают наш мир богаче и помогают нам жить.

Как сейчас говорят, у каждого поэта – своя весть. Так о чем же весть Татьяны Алюновой?

Алмазным резцом «гордой» сердечной боли, вобрав энергию исторического разлома, она рассказала нам, что в трагическом сопряжении жизни человека с реальностью каждый обязан найти свои спасительные силы, множество которых разлито во Вселенной великодушной волей Создателя, и чтобы найти свои, каждый да будет способен на душевный подвиг.

Судак, май 2009