«ГОРДАЯ
РОСКОШЬ БОЛИ…» Люди
обречены жить
в парадоксальном мире – ослепительно красивом и бесконечно
трагическом. Во
спасение своё, духом
человеческим
взращена поэзия – такой волшебный язык восторгов и
возмущений, страданий, жалоб
и откровений, которым владеют поэты. Это они, невзирая на
неустроенность времён
и судеб, «завязываются петь», а тот, кто способен
понимать, слушает… Это они,
поэты, помогают избежать мучительного чувства одиночества перед
жестокостью
рока, дают ощущение соборности одоления неустройств бытия, помогают
видеть непреходящее
в житейских частностях повседневности… Поэтому,
так
естественны любой искренний жест благодарности талантливому поэту и
желание
вдумчивого проникновения в его творчество, особенно, если этот поэт жил
на
нашей земле и творил в нашем городе. Речь
идет о поэте
Татьяне Алюновой. В
восприятии
творчества любого поэта каждый читатель, в первую очередь, слышит то,
что созвучно
его душевному регистру. О многом поведала мне Татьяна
Алюнова… Почти
все ее
произведения – проникновенные элегии, отмеченные неженской
силой духа и отнюдь
не провинциальными заботами: никаких легковесных
«лютиков-цветочков», везде –
глубокомыслие и оригинальная образность. Как
мыслящий
неравнодушный человек, она пытается понять свое время – время
«великого разора»
и духовного запустения
конца 80-х и начала 90-х (именно на эти годы приходится творческий
период её
короткой жизни). Не обращаясь к темам гражданского звучания, она
создает свои
незабываемые импрессионистские этюды предчувствий и трагедийных
настроений: На
небе встал
Стрелец – Кентавр
бесстрастный, а под ним Смутна
и холодна, Всё
куталась в
бесцветный дым У
храма тишина… Лежала
в небе
мертвая звезда С
дырой огромной
чёрною навылет… Останемся
здесь,
на мели, За
твердым надёжным
бортом, Когда
все дельфины
ушли Искать
свой
придуманный дом. Мы
будем сидеть и
смотреть: Как
скучны чужие
края, И
кто-то завяжется
петь – И
это опять буду я. Иудины
деревья
расцвели Для
мая обаянием
махровым, И
по лицу
измученной земли Текли
ветра,
разбуженные словом. Пусть
нищие ветки
глядят Умершему
облаку
вслед, И
вытертый за день
закат Прикроет
убожество
лет. Тогда
это
выглядело предчувствием, а сегодня открывается чуткое пророчество
нашего «убожества
лет»…То было время
переосмысления истории страны. Открывшиеся новые факты заставили искать
в ней
иные движущие силы. Нашему поэту оказалась близка христианская идея
искупления: Когда
изгнали люди
веру из дум, из сердца, из очей для
поклонения
химерам, плодящим толпы палачей… <…> Оставленную
Богом
землю попрал антихриста сапог… <…> И
отлученная от
церкви Россия в темноте брела, и
искупительные
жертвы – невинных – на руках несла. О
гражданской
позиции Т. Алюновой недвусмысленно говорит нам и выбор адресатов её
самых
страстных поэтических посланий. Ей достает творческих сил, чтобы
вступить в
диалог с великими русскими поэтами, которые положили жизнь за
достоинство
человеческой личности: Осипом Мандельштамом,
Анной Ахматовой, Владимиром Высоцким… Стихи
Татьяны Алюновой
«Памяти Осипа Мандельштама» трудно процитировать:
они воздействуют единством
всех строк: Разломан
стал мир
на причины. Доносчик
измучился
ждать – В
потёртом
пальтишке мужчина Решил
на канате
сплясать: Дрожали
смычки
музыкантов. Еврей
исполнял
антраша, Кружили
мундиры
анданте И
плакала чья-то
душа. Топтались
цепочкою
звуки, И
голод зиял за
углом, И
астма держала
под руки, И
смерть караулила
дом. А
он все свистал
щегловато, И
кожу поглаживал
страх… Мы
все уже жили
когда-то, Стихи
хороня на
губах. Но
код соловьиный
утрачен. Цитатой
железных
речей Стал
в проволоку
переиначен Стальной
уссурийский ручей. Возьмите
золы на
прощанье, Скажите
последнее:
«Что ж…» Пусть
снова припев
вас обманет, На
правду до
смерти похож. Читая
стихи
Татьяны, становишься свидетелем ее кропотливого созидания собственного
стойкого
душевного дома, способного противостоять напору разрушительных сил
реальности,
и окна этого дома светятся романтическим миросозерцанием…
Оно изначально живет
в душе истинного поэта, но в эпоху «больших
перемен» неизменно проявляется его
взлёт. И творчество Алюновой – тому подтверждение. Как
остро
чувствует она печальную истину о вероломном несоответствии идеала и
действительности! И
день обещает вам
звездные руны, Пока
не раскрыты оконные
веки. Я
умерла в
девятнадцатом веке, Ты
не родился –
разлились чернила У
летописца
Мельхиседека В
год окончания
засухи Нила. Мне
холодно. Мрак
опускает веки… <…> Написан
реквием. Искуплена
вина. Бессмертник-сирота
играет ветром. Сок
пьет вино.
Качаются мосты. Земля
жестка.
Действительность жестока. А
милостыня ждет.
Глаза пусты. И
солнце
поднимается с востока. Темно
и больно... С
каким
неподдельным участием переосмысливает и воспевает вечные судакский поэт
образы
мятежного свободолюбия! Это о Кармен – в полете её
безграничной страсти: Пусти,
Цыган, я не
люблю Рыдать,
когда
играют скрипки, И
я другому королю Пойду
дарить свою
улыбку. Прощай,
Цыган, в
смертельном вихре Ты
заиграл меня. Я
знала – Как
только музыка
утихнет, Я
изменю тебе с
кинжалом. Некое
исступленное
изумление можно расслышать в строках стихотворения «Врубель и
Демон», где поэт
горящим словом обозначает цель гениальных влияний: лермонтовский Демон
оплодотворил непостижимое полотно Врубеля, а Таня Алюнова застыла перед
нечеловеческой силой этого слияния и смогла исторгнуть из своей души
достойные
звуки: Смотрите,
люди,
что за сила, Тоска,
проклятие и
страх В
его расширенных
глазах, Нечеловечески
красивых; Какая
боль навек
застыла На
спекшихся его
устах! И
о любви – тоже с
романтическим максимализмом. Самое яркое – об Изольде, не
сумевшей забыть вкус
настоящей любви и погибающей в «непробудной
стуже» холодного дома: И
зима твоих век
нерастаянна – Вечность
выкрала
горизонт. Если
выпита чаша с
Тристаном, Только
смерть
обогреет рот. Можно
подивиться
изысканному кругу общения в её душевном доме: она обращается к Данте и
Шекспиру, поэтам из судакской «Киммерии» и гениям
русской литературы; у нее
есть что сказать о героях древнегреческих мифов – Икаре,
Орфее, Галатее,
Кассандре; она чувствует себя уютно среди небесных светил и
одухотворенных
образов природы: Синий
ирис на
хрупких плечах Держит
неба
хрустальные грани. И
осень снова моет
кисти В
ведре с дождем
из серебра. Способность
романтического восприятия мира позволяет Татьяне Алюновой
ощущать его горние силы. В её стихах
– отпечатки настойчивого поиска конкретных образов этих сил,
от теософских – до
христианских… Очевидно,
человек
Татьяна Алюнова за свою особость получала обидное отторжение
обывательского
мира, иначе с чего бы так безыскусно звучали в ее элегиях жалобы на
свою
человеческую отстраненность: Никем
в безмолвии
не встречен Мой
голос… Жить
на дне твоих
глаз, О
себе узнавать, Что
чужая всему – Возвращеньям
и
дому… Я
иду по прилипшей
листве В
одиночестве
гордом, кромешном! Обида
расплывается
в стекле, Неразличима
и
неизлечима; И
хлюпает
прекрасных чувств желе, Бессмысленно,
безвинно, беспричинно. И
самое яркое
подтверждение романтической сущности души Татьяны – высокое
осознание своего
служения поэзии. Мы чувствуем, как оно переливается в ней разными
оттенками
душевного возбуждения. Она то откровенно делится с нами своей заботой: «…нельзя нам / Уйти из дома
под названьем
мир, / Цветные отраженья не оставив…»,
– то обреченно сожалеет о том, что «жизнь
выпита стихами», то нескрываемо
гордо ликует по поводу своей причастности к цеху поэтов: И
в том, что мне
сейчас достался Бумажный
мост в
песках времен Над
океаном
Ренессанса, Нет
исцеления,
есть сон. Можно
только
предположить, из каких источников питалось это осознание, и потому
принимаем
как данность – её чувство долга перед поэзией, которое живет
в стихах, не только
в лирических намеках, но и в четко
обозначенных
философских и художественно-поэтических формулах: Этой
гордою
роскошью боли владей – Ты
хранитель и
царь не пришедшего Завтра, Тихо
спящего в
душах людей, И
раскрыта тебе
мироздания карта. Запомните
меня. Запомните! <…> Пока
идут слова
разверстым горлом, Пока
сквозь сердце
боль течет… И
так же
проникновенно – о жертвенности этого служения: Пусть
звёздный час
тем дольше длится, Чем
выше гибельный
полёт Горящей
человеко-птицы Пронизывает
небосвод. Душа,
проникнутая
скорбями своего времени и эхом трагедий других поколений, не может не
болеть… Поэт
Татьяна
Алюнова – мыслью, чувством и словом – одолела
роковой удел творческого
избранничества. Не этим ли объясняется та щемящая пронзительность
стихов,
которые она посвящает человеку творящему?! «Гудят
колокольным литьем»
ее стихи об Анне Ахматовой: Которая
вызывала Отчаянье
и восторг, Которой
недоставало Вселенной
для
горьких строк, Чьи
надменные губы Испили
печаль до
дна. Смолкали
медные
трубы, Склонялась
низко
луна. Как
нравственное
кредо звучат слова: Богам
молиться не
устану До
истеченья
скорбных дней За
всех окрыленных людей… А
в газетной
статье «Берегите поэтов» («Судакский
вестник» №12 за 1996 год) Алюнова
переводит свое понимание роли поэтического творчества на язык
общественных
ценностей: «Поэты не
перестанут… отвечать
перед людьми за чистоту ноосферы». Философ
по
душевному складу, Татьяна Алюнова создала поэтические образы
необычайной
глубины. Вот это – о несовместимости полёта творческой души с
ложью: Я
разучусь летать,
когда, Остановясь
на
полуслове, Повисну
в длинных
проводах Лжи,
облипающей до
крови. Преодолеть
её бессильна, Устанув,
бедная
душа Свои
изломанные
крылья Оставит,
слабостью
дыша. А
это – о
безжалостном времени: Просто
мир
неправильно устроен: Горечь
медлит, за
плечом – уход, Снег
необратим,
занёсший Трою, Оборвался
в
прочерк эхолот, И
минут каратовая
роскошь Сметена
в
графитовую пыль… А
когда Татьяна не
могла найти в интеллектуальном арсенале таких словоотношений, которые
могли бы
передать изнуряющий накал её чувств, она уходила из-под строгого
контроля
рассудка в свободное плавание по волнам глубинного поэтического голоса
и
рисовала причудливые словесные картины… В них не найти
привычного детерминизма
суждений, в них царят беспричинные явления, которые не понять всем
напряжением
обыденного сознания. Но поэт рассчитывает на наш внутренний
слух… И тогда в
непривычных алогизмах вдруг проступает потрясающая способность поэта
быть
чутким нервом окружающего мира: Разбилась
чернильница ночи, Прошёл
за окном
птицепад И
времени жуткий
кусочек Лениво
жуёт
циферблат, И
Солнце болит под
лопаткой, Погасла
в глазнице
свеча… Я
– вечность майи,
гипс иллюзий, Разомкнутая
горизонталь, Я
– жадные
предсердий шлюзы, Пещер
обрушенных
гортань. Эти
образы
иррациональны, но своей выстраданностью – удивительно
правдивы. Как
мы видим,
стихи Татьяны Алюновой просвечивают разнообразными красками русской
поэзии
разных времен, особенно – Серебряного века: и блоковской
отстранённостью, и
энергией цветаевской страстности, и обречённой неприкаянностью
Мандельштама,
который пел «вздрагивая от холода»… Но
– как и бывает у самобытного поэта – её откровения написаны по
заданию своего времени
и своей неповторимой души. Важно то, что образы, созданные ею
– и в светлом
поле сознания, и в загадочном пространстве алогизмов – делают
наш мир богаче и
помогают нам жить. Как
сейчас говорят,
у каждого поэта – своя весть. Так о чем же весть Татьяны
Алюновой? Алмазным
резцом «гордой»
сердечной боли, вобрав энергию
исторического разлома, она рассказала нам, что в трагическом сопряжении
жизни
человека с реальностью каждый обязан найти свои спасительные силы,
множество
которых разлито во Вселенной великодушной волей Создателя, и чтобы
найти свои,
каждый да будет способен на душевный подвиг. Судак,
май 2009
|