Людмила
Порубай
Опубликовано в
газете «Судакские вести», №18, 2009.
50-летию
со дня рождения Татьяны Алюновой посвящается
«ГОРДАЯ
РОСКОШЬ БОЛИ…»
Люди
обречены жить в парадоксальном мире – ослепительно красивом и
бесконечно
трагическом. Во спасение своё, духом человеческим взращена
поэзия – такой
волшебный язык восторгов и возмущений, страданий, жалоб и откровений,
которым
владеют поэты. Это они, невзирая на неустроенность времён и судеб,
«завязываются петь», а тот, кто способен понимать,
слушает… Это они, поэты,
помогают избежать мучительного чувства одиночества перед жестокостью
рока, дают
ощущение соборности одоления неустройств бытия, помогают видеть
непреходящее в
житейских частностях повседневности…
Поэтому, так
естественны любой искренний жест благодарности талантливому поэту и
желание
вдумчивого проникновения в его творчество, особенно, если этот поэт жил
на
нашей земле и творил в нашем городе.
Речь идет о
поэте Татьяне Алюновой.
В восприятии
творчества любого поэта каждый читатель, в первую очередь, слышит то,
что
созвучно его душевному регистру. О многом поведала мне Татьяна
Алюнова…
Почти все ее
произведения – проникновенные элегии, отмеченные неженской
силой духа и отнюдь
не провинциальными заботами: никаких легковесных
«лютиков-цветочков», везде –
глубокомыслие и оригинальная образность.
Как мыслящий
неравнодушный человек, она пытается понять свое время – время
«великого
разора» и духовного запустения конца 80-х и начала
90-х (именно на эти годы
приходится творческий период её короткой жизни). Не обращаясь к темам
гражданского звучания, она создает свои незабываемые импрессионистские
этюды
предчувствий и трагедийных настроений:
На небе
встал Стрелец –
Кентавр
бесстрастный, а под ним
Смутна и
холодна,
Всё куталась
в бесцветный дым
У храма
тишина…
Лежала в
небе мертвая звезда
С дырой
огромной чёрною навылет…
Останемся
здесь, на мели,
За твердым
надёжным бортом,
Когда все
дельфины ушли
Искать свой
придуманный
дом.
Мы будем
сидеть и смотреть:
Как скучны
чужие края,
И кто-то
завяжется петь –
И это опять
буду я.
Иудины
деревья расцвели
Для мая
обаянием махровым,
И по лицу
измученной земли
Текли ветра,
разбуженные словом.
Пусть нищие
ветки глядят
Умершему
облаку вслед,
И вытертый
за день закат
Прикроет
убожество лет.
Тогда это
выглядело предчувствием, а сегодня открывается чуткое пророчество
нашего «убожества
лет»…То было время переосмысления
истории страны. Открывшиеся новые факты
заставили искать в ней иные движущие силы. Нашему поэту оказалась
близка
христианская идея искупления:
Когда
изгнали люди веру из дум, из сердца, из очей
для
поклонения химерам, плодящим толпы палачей…
<…>
Оставленную
Богом землю попрал антихриста сапог…
<…>
И отлученная
от церкви Россия в темноте брела,
и
искупительные жертвы – невинных – на руках
несла.
О
гражданской позиции Т. Алюновой недвусмысленно говорит нам и выбор
адресатов её
самых страстных поэтических посланий. Ей достает творческих сил, чтобы
вступить
в диалог с великими русскими поэтами, которые положили жизнь за
достоинство
человеческой личности: Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой,
Владимиром
Высоцким…
Стихи
Татьяны Алюновой «Памяти Осипа Мандельштама» трудно
процитировать: они
воздействуют единством всех строк:
Разломан
стал мир на причины.
Доносчик
измучился ждать –
В потёртом
пальтишке мужчина
Решил на
канате сплясать:
Дрожали
смычки музыкантов.
Еврей
исполнял антраша,
Кружили
мундиры анданте
И плакала
чья-то душа.
Топтались
цепочкою звуки,
И голод зиял
за углом,
И астма
держала под руки,
И смерть
караулила дом.
А он все
свистал щегловато,
И кожу
поглаживал страх…
Мы все уже
жили когда-то,
Стихи хороня
на губах.
Но код
соловьиный
утрачен.
Цитатой
железных речей
Стал в
проволоку переиначен
Стальной
уссурийский ручей.
Возьмите
золы на прощанье,
Скажите
последнее: «Что ж…»
Пусть снова
припев вас обманет,
На правду до
смерти похож.
Читая стихи
Татьяны, становишься свидетелем ее кропотливого созидания собственного
стойкого
душевного дома, способного противостоять напору разрушительных сил
реальности,
и окна этого дома светятся романтическим миросозерцанием…
Оно изначально живет
в душе истинного поэта, но в эпоху «больших
перемен» неизменно проявляется его
взлёт. И творчество Алюновой – тому подтверждение.
Как остро
чувствует она печальную истину о вероломном несоответствии идеала и
действительности!
И день
обещает вам звездные руны,
Пока не
раскрыты оконные веки.
Я умерла в
девятнадцатом веке,
Ты не
родился – разлились чернила
У летописца
Мельхиседека
В год
окончания засухи Нила.
Мне холодно.
Мрак опускает веки…
<…>
Написан
реквием. Искуплена вина.
Бессмертник-сирота
играет ветром.
Сок пьет
вино. Качаются мосты.
Земля
жестка. Действительность жестока.
А милостыня
жжет. Глаза пусты.
И солнце
поднимается с востока.
Темно и
больно...
С каким
неподдельным участием переосмысливает и воспевает вечные судакский поэт
образы мятежного
свободолюбия! Это о Кармен – в полете её безграничной
страсти:
Пусти,
Цыган, я не люблю
Рыдать,
когда играют скрипки,
И я другому
королю
Пойду дарить
свою улыбку.
Прощай,
Цыган, в смертельном вихре
Ты заиграл
меня. Я знала –
Как только
музыка утихнет,
Я изменю
тебе с кинжалом.
Некое
исступленное изумление можно расслышать в строках стихотворения
«Врубель и
Демон», где поэт горящим словом обозначает цель гениальных
влияний:
лермонтовский Демон оплодотворил непостижимое полотно Врубеля, а Таня
Алюнова
застыла перед нечеловеческой силой этого слияния и смогла исторгнуть из
своей
души достойные звуки:
Смотрите,
люди, что за сила,
Тоска,
проклятие и страх
В его
расширенных глазах,
Нечеловечески
красивых;
Какая боль
навек застыла
На спекшихся
его устах!
И о любви
–
тоже с романтическим максимализмом. Самое яркое – об Изольде,
не сумевшей
забыть вкус настоящей любви и погибающей в «непробудной
стуже» холодного
дома:
И зима твоих
век нерастаянна –
Вечность
выкрала горизонт.
Если выпита
чаша с Тристаном,
Только
смерть обогреет рот.
Можно
подивиться изысканному кругу общения в её душевном доме: она обращается
к Данте
и Шекспиру, поэтам из судакской «Киммерии» и гениям
русской литературы; у нее
есть что сказать о героях древнегреческих мифов – Икаре,
Орфее, Галатее,
Кассандре; она чувствует себя уютно среди небесных светил и
одухотворенных
образов природы:
Синий ирис
на хрупких плечах
Держит неба
хрустальные грани.
И осень
снова моет кисти
В ведре с
дождем из серебра.
Способность
романтического восприятия мира позволяет Татьяне Алюновой
ощущать его
горние силы. В её стихах – отпечатки настойчивого поиска
конкретных образов
этих сил, от теософских – до христианских…
Очевидно,
человек Татьяна Алюнова за свою особость получала обидное отторжение
обывательского мира, иначе с чего бы так безыскусно звучали в ее
элегиях жалобы
на свою человеческую отстраненность:
Никем в
безмолвии не встречен
Мой
голос…
Жить на дне
твоих глаз,
О себе
узнавать,
Что чужая
всему –
Возвращеньям
и дому…
Я иду по
прилипшей листве
В
одиночестве гордом, кромешном!
Обида
расплывается в стекле,
Неразличима
и неизлечима;
И хлюпает
прекрасных чувств желе,
Бессмысленно,
безвинно, беспричинно.
И самое
яркое подтверждение романтической сущности души Татьяны –
высокое осознание
своего служения поэзии. Мы чувствуем, как оно переливается в ней
разными
оттенками душевного возбуждения. Она то откровенно делится с нами своей
заботой: «…нельзя нам / Уйти из дома под
названьем мир, / Цветные отраженья
не оставив…», – то обреченно
сожалеет о том, что «жизнь выпита стихами»,
то нескрываемо гордо ликует по поводу своей причастности к цеху
поэтов:
И в том, что
мне сейчас достался
Бумажный
мост в песках времен
Над океаном
Ренессанса,
Нет
исцеления, есть сон.
Можно только
предположить, из каких источников питалось это осознание, и потому
принимаем
как данность – её чувство долга перед поэзией, которое живет
в стихах, не
только в лирических намеках, но и в четко обозначенных
философских и
художественно-поэтических формулах:
Этой гордою
роскошью боли владей –
Ты хранитель
и царь не пришедшего Завтра,
Тихо спящего
в душах людей,
И раскрыта
тебе мироздания карта.
Запомните
меня.
Запомните!
<…>
Пока идут
слова разверстым горлом,
Пока сквозь
сердце боль течет…
И так же
проникновенно
– о жертвенности этого служения:
Пусть
звёздный час тем дольше длится,
Чем выше
гибельный полёт
Горящей
человеко-птицы
Пронизывает
небосвод.
Душа,
проникнутая скорбями своего времени и эхом трагедий других поколений,
не может
не болеть…
Поэт Татьяна
Алюнова – мыслью, чувством и словом – одолела
роковой удел творческого
избранничества. Не этим ли объясняется та щемящая пронзительность
стихов,
которые она посвящает человеку творящему?!
«Гудят
колокольным литьем» ее стихи об
Анне Ахматовой:
Которая
вызывала
Отчаянье и
восторг,
Которой
недоставало
Вселенной
для горьких строк,
Чьи
надменные губы
Испили
печаль до дна.
Смолкали
медные трубы,
Склонялась
низко луна.
Как
нравственное кредо звучат слова:
Богам
молиться не устану
До истеченья
скорбных дней
За всех окрыленных
людей…
А в газетной
статье «Берегите поэтов» («Судакский
вестник» №12 за 1996 год) Алюнова
переводит свое понимание роли поэтического творчества на язык
общественных
ценностей: «Поэты не перестанут…
отвечать перед людьми за чистоту ноосферы».
Философ по
душевному складу, Татьяна Алюнова создала поэтические образы
необычайной
глубины. Вот это – о несовместимости полёта творческой души с
ложью:
Я разучусь
летать, когда,
Остановясь
на полуслове,
Повисну в
длинных проводах
Лжи,
облипающей до крови.
Преодолеть
её бессильна,
Устанув,
бедная душа
Свои
изломанные крылья
Оставит,
слабостью дыша.
А это
– о
безжалостном времени:
Просто мир
неправильно устроен:
Горечь
медлит, за плечом – уход,
Снег
необратим, занёсший Трою,
Оборвался в
прочерк эхолот,
И минут
каратовая роскошь
Сметена в
графитовую пыль…
А когда
Татьяна не могла найти в интеллектуальном арсенале таких
словоотношений,
которые могли бы передать изнуряющий накал её чувств, она уходила
из-под
строгого контроля рассудка в свободное плавание по волнам глубинного
поэтического голоса и рисовала причудливые словесные
картины… В них не найти
привычного детерминизма суждений, в них царят беспричинные явления,
которые не
понять всем напряжением обыденного сознания. Но поэт рассчитывает на
наш
внутренний слух… И тогда в непривычных алогизмах вдруг
проступает потрясающая
способность поэта быть чутким нервом окружающего мира:
Разбилась
чернильница
ночи,
Прошёл за
окном птицепад
И
времени
жуткий кусочек
Лениво жуёт
циферблат,
И
Солнце
болит под лопаткой,
Погасла в
глазнице свеча…
Я –
вечность
майи, гипс иллюзий,
Разомкнутая
горизонталь,
Я
– жадные
предсердий шлюзы,
Пещер
обрушенных
гортань.
Эти образы
иррациональны, но своей выстраданностью – удивительно
правдивы.
Как мы
видим, стихи Татьяны Алюновой просвечивают разнообразными красками
русской
поэзии разных времен, особенно – Серебряного века: и
блоковской отстранённостью,
и энергией цветаевской страстности, и обречённой неприкаянностью
Мандельштама,
который пел «вздрагивая от холода»… Но
– как и бывает у самобытного поэта – её
откровения написаны по заданию своего времени и своей
неповторимой души.
Важно то, что образы, созданные ею – и в светлом поле
сознания, и в загадочном
пространстве алогизмов – делают наш мир богаче и помогают нам
жить.
Как сейчас
говорят, у каждого поэта – своя весть. Так о чем же весть
Татьяны Алюновой? Алмазным
резцом «гордой» сердечной боли,
вобрав энергию исторического разлома,
она рассказала нам, что в трагическом сопряжении жизни человека с
реальностью
каждый обязан найти свои спасительные силы, множество которых разлито
во
Вселенной великодушной волей Создателя, и чтобы найти свои, каждый да
будет
способен на душевный подвиг.
Судак, май
2009
|