Главная pngwing
    Dignumaeternamemoria@yandex.ru 

separator

Людмила Порубай

 Опубликовано в газете «Судакские вести»,  №18, 2009.

 50-летию со дня рождения Татьяны Алюновой посвящается

«ГОРДАЯ РОСКОШЬ БОЛИ…»

Люди обречены жить в парадоксальном мире – ослепительно красивом и бесконечно трагическом. Во спасение своё,  духом человеческим взращена поэзия – такой волшебный язык восторгов и возмущений, страданий, жалоб и откровений, которым владеют поэты. Это они, невзирая на неустроенность времён и судеб, «завязываются петь», а тот, кто способен понимать, слушает… Это они, поэты, помогают избежать мучительного чувства одиночества перед жестокостью рока, дают ощущение соборности одоления неустройств бытия, помогают видеть непреходящее в житейских частностях повседневности…

Поэтому, так естественны любой искренний жест благодарности талантливому поэту и желание вдумчивого проникновения в его творчество, особенно, если этот поэт жил на нашей земле и творил в нашем городе.

Речь идет о поэте Татьяне Алюновой.

В восприятии творчества любого поэта каждый читатель, в первую очередь, слышит то, что созвучно его душевному регистру. О многом поведала мне Татьяна Алюнова… 

Почти все ее произведения – проникновенные элегии, отмеченные неженской силой духа и отнюдь не провинциальными заботами: никаких легковесных «лютиков-цветочков», везде – глубокомыслие и оригинальная образность.

Как мыслящий неравнодушный человек, она пытается понять свое время – время «великого разора» и духовного запустения конца 80-х и начала 90-х (именно на эти годы приходится творческий период её короткой жизни). Не обращаясь к темам гражданского звучания, она создает свои незабываемые импрессионистские этюды предчувствий и трагедийных настроений:

На небе встал Стрелец –
            Кентавр бесстрастный, а под ним
            Смутна и холодна,
            Всё куталась в бесцветный дым
            У храма тишина… 

Лежала в небе мертвая звезда
            С дырой огромной чёрною навылет… 

Останемся здесь, на мели,
            За твердым надёжным бортом,
            Когда все дельфины ушли
            Искать свой придуманный дом.
            Мы будем сидеть и смотреть:
            Как скучны чужие края,
            И кто-то завяжется петь –
            И это опять буду я. 

Иудины деревья расцвели
            Для мая обаянием махровым,
            И по лицу измученной земли
            Текли ветра, разбуженные словом. 

Пусть нищие ветки глядят
            Умершему облаку вслед,
            И вытертый за день закат
            Прикроет убожество лет. 

Тогда это выглядело предчувствием, а сегодня открывается чуткое пророчество нашего «убожества лет»…То было время переосмысления истории страны. Открывшиеся новые факты заставили искать в ней иные движущие силы. Нашему поэту оказалась близка христианская идея искупления: 

Когда изгнали люди веру из дум, из сердца, из очей
            для поклонения химерам, плодящим толпы палачей…
            <…>

Оставленную Богом землю попрал антихриста сапог…
            <…>

И отлученная от церкви Россия в темноте брела,
            и искупительные жертвы – невинных – на руках несла. 

О гражданской позиции Т. Алюновой недвусмысленно говорит нам и выбор адресатов её самых страстных поэтических посланий. Ей достает творческих сил, чтобы вступить в диалог с великими русскими поэтами, которые положили жизнь за достоинство человеческой личности: Осипом  Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Высоцким…

Стихи Татьяны Алюновой «Памяти Осипа Мандельштама» трудно процитировать: они воздействуют единством всех строк: 

Разломан стал мир на причины.
            Доносчик измучился ждать –
            В потёртом пальтишке мужчина
            Решил на канате сплясать:
            Дрожали смычки музыкантов.
            Еврей исполнял антраша,
            Кружили мундиры анданте
            И плакала чья-то душа.
            Топтались цепочкою звуки,
            И голод зиял за углом,
            И астма держала под руки,
            И смерть караулила дом.
            А он все свистал щегловато,
            И кожу поглаживал страх…
            Мы все уже жили когда-то,
            Стихи хороня на губах.
            Но код соловьиный утрачен.
            Цитатой железных речей
            Стал в проволоку переиначен
            Стальной уссурийский ручей.
            Возьмите золы на прощанье,
            Скажите последнее: «Что ж…»
            Пусть снова припев вас обманет,
            На правду до смерти похож.

Читая стихи Татьяны, становишься свидетелем ее кропотливого созидания собственного стойкого душевного дома, способного противостоять напору разрушительных сил реальности, и окна этого дома светятся романтическим миросозерцанием… Оно изначально живет в душе истинного поэта, но в эпоху «больших перемен» неизменно проявляется его взлёт. И творчество Алюновой – тому подтверждение.

Как остро чувствует она печальную истину о вероломном несоответствии идеала и действительности! 

И день обещает вам звездные руны,
            Пока не раскрыты оконные веки. 

Я умерла в девятнадцатом веке,
            Ты не родился – разлились чернила
            У летописца Мельхиседека
            В год окончания засухи Нила. 

Мне холодно. Мрак опускает веки…
            <…>

Написан реквием. Искуплена вина.
            Бессмертник-сирота играет ветром.
            Сок пьет вино. Качаются мосты.
            Земля жестка. Действительность жестока.
            А милостыня жжет. Глаза пусты.
            И солнце поднимается с востока.
            Темно и больно... 

С каким неподдельным участием переосмысливает и воспевает вечные судакский поэт образы мятежного свободолюбия! Это о Кармен – в полете её безграничной страсти: 

Пусти, Цыган, я не люблю
            Рыдать, когда играют скрипки,
            И я другому королю
            Пойду дарить свою улыбку.
            Прощай, Цыган, в смертельном вихре
            Ты заиграл меня. Я знала –
            Как только музыка утихнет,
            Я изменю тебе с кинжалом. 

Некое исступленное изумление можно расслышать в строках стихотворения «Врубель и Демон», где поэт горящим словом обозначает цель гениальных влияний: лермонтовский Демон оплодотворил непостижимое полотно Врубеля, а Таня Алюнова застыла перед нечеловеческой силой этого слияния и смогла исторгнуть из своей души достойные звуки: 

Смотрите, люди, что за сила,
            Тоска, проклятие и страх
            В его расширенных глазах,
            Нечеловечески красивых;
            Какая боль навек застыла
            На спекшихся его устах!

И о любви – тоже с романтическим максимализмом. Самое яркое – об Изольде, не сумевшей забыть вкус настоящей любви и погибающей в «непробудной стуже» холодного дома: 

И зима твоих век нерастаянна –
            Вечность выкрала горизонт.
            Если выпита чаша с Тристаном,
            Только смерть обогреет рот. 

Можно подивиться изысканному кругу общения в её душевном доме: она обращается к Данте и Шекспиру, поэтам из судакской «Киммерии» и гениям русской литературы; у нее есть что сказать о героях древнегреческих мифов – Икаре, Орфее, Галатее, Кассандре; она чувствует себя уютно среди небесных светил и одухотворенных образов природы: 

Синий ирис на хрупких плечах
            Держит неба хрустальные грани.  

И осень снова моет кисти
            В ведре с дождем из серебра.

Способность романтического восприятия мира позволяет Татьяне  Алюновой ощущать его горние силы. В её стихах – отпечатки настойчивого поиска конкретных образов этих сил, от теософских – до христианских…

Очевидно, человек Татьяна Алюнова за свою особость получала обидное отторжение обывательского мира, иначе с чего бы так безыскусно звучали в ее элегиях жалобы на свою человеческую отстраненность: 

Никем в безмолвии не встречен
            Мой голос… 

Жить на дне твоих глаз,
            О себе узнавать,
            Что чужая всему –
            Возвращеньям и дому… 

Я иду по прилипшей листве
            В одиночестве гордом, кромешном! 

Обида расплывается в стекле,
            Неразличима и неизлечима;
            И хлюпает прекрасных чувств желе,
            Бессмысленно, безвинно, беспричинно.

И самое яркое подтверждение романтической сущности души Татьяны – высокое осознание своего служения поэзии. Мы чувствуем, как оно переливается в ней разными оттенками душевного возбуждения. Она то откровенно делится с нами своей заботой: «…нельзя нам / Уйти из дома под названьем мир, / Цветные отраженья не оставив…», – то обреченно сожалеет о том, что «жизнь выпита стихами», то нескрываемо гордо ликует по поводу своей причастности к цеху поэтов: 

И в том, что мне сейчас достался
            Бумажный мост в песках времен
            Над океаном Ренессанса,
            Нет исцеления, есть сон.

Можно только предположить, из каких источников питалось это осознание, и потому принимаем как данность – её чувство долга перед поэзией, которое живет в стихах, не только в лирических намеках, но и в  четко обозначенных философских и художественно-поэтических формулах:

Этой гордою роскошью боли владей –
            Ты хранитель и царь не пришедшего Завтра,
            Тихо спящего в душах людей,
            И раскрыта тебе мироздания карта.  

Запомните меня.

Запомните!
            <…>
            Пока идут слова разверстым горлом,
            Пока сквозь сердце боль течет… 

И так же проникновенно – о жертвенности этого служения: 

Пусть звёздный час тем дольше длится,
            Чем выше гибельный полёт
            Горящей человеко-птицы
            Пронизывает небосвод. 

Душа, проникнутая скорбями своего времени и эхом трагедий других поколений, не может не болеть…

Поэт Татьяна Алюнова – мыслью, чувством и словом – одолела роковой удел творческого избранничества. Не этим ли объясняется та щемящая пронзительность стихов, которые она посвящает человеку творящему?!

«Гудят колокольным литьем» ее стихи об Анне Ахматовой: 

Которая вызывала
            Отчаянье и восторг,
            Которой недоставало
            Вселенной для горьких строк,
            Чьи надменные губы
            Испили печаль до дна.
            Смолкали медные трубы,
            Склонялась низко луна. 

Как нравственное кредо звучат слова: 

Богам молиться не устану
            До истеченья скорбных дней
            За всех окрыленных людей…

А в газетной статье «Берегите поэтов» («Судакский вестник» №12 за 1996 год) Алюнова переводит свое понимание роли поэтического творчества на язык общественных ценностей: «Поэты не перестанут… отвечать перед людьми за чистоту ноосферы».

Философ по душевному складу, Татьяна Алюнова создала поэтические образы необычайной глубины. Вот это – о несовместимости полёта творческой души с ложью: 

Я разучусь летать, когда,
            Остановясь на полуслове,
            Повисну в длинных проводах
            Лжи, облипающей до крови.
            Преодолеть её бессильна,
            Устанув, бедная душа
            Свои изломанные крылья
            Оставит, слабостью дыша. 

А это – о безжалостном времени: 

Просто мир неправильно устроен:
            Горечь медлит, за плечом – уход,
            Снег необратим, занёсший Трою,
            Оборвался в прочерк эхолот,
            И минут каратовая роскошь
            Сметена в графитовую пыль… 

А когда Татьяна не могла найти в интеллектуальном арсенале таких словоотношений, которые могли бы передать изнуряющий накал её чувств, она уходила из-под строгого контроля рассудка в свободное плавание по волнам глубинного поэтического голоса и рисовала причудливые словесные картины… В них не найти привычного детерминизма суждений, в них царят беспричинные явления, которые не понять всем напряжением обыденного сознания. Но поэт рассчитывает на наш внутренний слух… И тогда в непривычных алогизмах вдруг проступает потрясающая способность поэта быть чутким нервом окружающего мира: 

Разбилась чернильница ночи,
            Прошёл за окном птицепад
            И времени жуткий кусочек
            Лениво жуёт циферблат,
            И Солнце болит под лопаткой,
            Погасла в глазнице свеча… 

Я – вечность майи, гипс иллюзий,
            Разомкнутая горизонталь,
            Я – жадные предсердий шлюзы,
            Пещер обрушенных гортань. 

Эти образы иррациональны, но своей выстраданностью – удивительно правдивы.

Как мы видим, стихи Татьяны Алюновой просвечивают разнообразными красками русской поэзии разных времен, особенно – Серебряного века: и блоковской отстранённостью, и энергией цветаевской страстности, и обречённой неприкаянностью Мандельштама, который пел «вздрагивая от холода»… Но – как и бывает у самобытного поэта – её  откровения написаны по заданию своего времени и своей неповторимой души. Важно то, что образы, созданные ею – и в светлом поле сознания, и в загадочном пространстве алогизмов – делают наш мир богаче и помогают нам жить.

Как сейчас говорят, у каждого поэта – своя весть. Так о чем же весть Татьяны Алюновой? Алмазным резцом «гордой» сердечной боли, вобрав энергию исторического разлома, она рассказала нам, что в трагическом сопряжении жизни человека с реальностью каждый обязан найти свои спасительные силы, множество которых разлито во Вселенной великодушной волей Создателя, и чтобы найти свои, каждый да будет способен на душевный подвиг.

Судак, май 2009

Aliunova
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni
foni


Главная separator Вверх